История создания школьного музея
Одним из основных направлений воспитательной работы в школе является нравственно-патриотическое воспитание на базе школьных музеев.
Музей "Память, память, за собою позови..." (История Кировского аэроклуба) был создан в 1987 году на основе большой поисковой работы учащихся школы по инициативе бывшего начальника планерной станции А.С.Кунгурцева. Появление музея такой тематики в нашей школе было обусловлено, наверное, тем, что именно в микрорайоне школы в 1911 году жители города Вятки впервые стали свидетелями первого  полета над ипподромом (в квартале от улицы Советской до Р. Люксембург) самолета.
К 1990г. музей был законсервирован из-за отсутствия учебных помещений в школе. В  расширенном и обновленном виде с использованием архивных материалов музей был вновь открыт к 50-летию Победы в мае 1995 года.
Музей был создан на основе Положения о школьном музее, утвержденного директором учебного заведения. Автором тематико-экспозиционного плана является С.С.Ефремкина, автором архитектурно-художественного решения - С.В.Власов, главный инженер спорткомплекса "Союз".
 
Экспозиция музея делится на следующие подтемы:"Небо их мечты"; "Родина - мать позвала";"Под нами и небо, и земля".
На базе музея разработана Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся, которая занесена в Банк передового опыта ГИМЦ Управления образования г.Кирова, отмечена Дипломом 1 степени победителя Второго областного конкурса материалов по воспитательной работе. Основой Программы стала система постоянных занятий, с одной и той же аудиторией на протяжении 11 лет учебы.Методическая разработка "Бенефис одного экспоната" ("Русский парашют") стала победителем Всероссийского конкурса материалов по воспитательной работе.
В декабре 1998 года, к 40-летию школы и 625-летию города Кирова был открыт второй школьный музей "Мой микрорайон".

 Цель организации музея -создание образовательной среды для развития личности учащегося средствами краеведения, для воспитания чувства сопричастности к делам, жизни жителей микрорайона , потребности внести вклад в сохранение памятников материальной и духовной культуры через участие в поисковой и собирательской работе. Автор тематико-экспозиционного плана (ТЭПа) - С.С.Ефремкина, автор архитектурно-
художественного решения Н.Г.Кириллова, учитель ИЗО. 

  
Экспозиция музея "Мой микрорайон" включает следующие подтемы:
      "Микрорайон в XVIII - XIX веках"
      "Быт жителей микрорайона"
      "История улиц и предприятий микрорайона"
      "Страницы истории школы №48"
Главное направление Программы нравственно-патриотического воспитания - это образовательно - познавательная деятельность. Это направление представлено Циклами музейных дел для разных возрастных групп: начальной школы, среднего и старшего звена, включающие обзорные, тематические экскурсии, беседы, краеведческие игры, Бенефисы музейных предметов, встречи-диалоги с ветеранами войны, поисковиками, тружениками тыла и т.д. Циклы музейных дел постоянно расширяются, пополняются новыми мероприятиями. Например, краеведческие игры "Кто хочет стать победителем?", "Да будет светлой наша память, как материнская слеза", временные выставки "Земля ждет и надеется" (К 50-летию полета Ю.Гагарина и 30-летию полета В.Савиных), "Нам -75" (К юбилею Кировской области) и др.
Другое направление Программы - общественно-полезная  деятельность. В результате поисковых Акций таких, как "Этим дням в веках не затеряться"("Кировский тыл - фронту", "Кировчане - участники танковых сражений", "Труженики тыла и дети войны" и др. К 50-летию школы ребята участвовали в поисковой и собирательской Акции "Школьные династии". Активное участие ребята принимают в конкурсе эскизов "Герб микрорайона школы", выполняя эскизы в разных техниках, в том числе, в технике "Батик".

Экспозиции музейного комплекса постоянно пополняются новыми материалами, музейными предметами, собранными школьниками в ходе поисковых Акций.
На основе экспозиции музея, новых поисковых Акций, работы в архивах и библиотеке им. А.Герцена написана учебно-исследовательская работа "Родной микрорайон! В истории твоей отражена судьба всей Вятки, всей России"(История микрорайона школы №48), которая стала лауреатом VII областного заочного открытого конкурса исследовательских работ учащихся по краеведению,в ноябре 2004 года школа приняла участие в VIII-ой Всероссийской олимпиаде школьников по краеведению с этой учебно-исследовательской работой (Диплом).
Музейная коллекция (экспозиции и фонды) используются для подготовки учащихся к городским,областным, Всероссийским краеведческим  олимпиадам, марафонам,конференциям, где учащиеся неоднократно занимали призовые места.(См. "Документы"). Это еще одно направление Программы, а значит деятельности музейного комплекса - "Индивидуальная работа с учащимися". Она и в подготовке учащихся к участию в радиопередачах школьного радио "Голос детства". Кстати, подготовка и проведение радиопередач - это методическая работа, еще один вид деятельности музейного комплекса. К ней относится, например, написание к 50-летию школы ее краткой истории (на основе дополнительного изучения школьных архивов и музейных фондов) по десятилетиям, по которой разрабатывались и сценарий, и презентация, создавался фильм к празднику школы.Разработаны краеведческие игры для разных возрастных категорий :"Кто хочет стать победителем?", "Да будет светлой наша память",презентации краеведческих игр для учащихся среднего и старшего звена "Я люблю тебя, город на Вятке".
Методическая работа - это и подготовка и организация временных выставок, по которым проводятся тематические экскурсии. Например, "Мой любимый город, нет тебя милей", "Ленинградский День Победы", "Их именами названы" ("Улицы города рассказывают"), "Нам - 75"(в 2012 г. - к 75-летию Кировской области), "Памятные и юбилейные даты в истории страны и области" (октябрь-ноябрь 2012 г.). В проведении экскурсий по выставкам принимают участие и школьники.На базе музейного комплекса школы разработано Методическое пособие "Методика подготовки и проведения экскурсий в школьном музее", которая занесена в Банк передового опыта. Пособием могут воспользоваться и другие школьные музеи.(См. "Документы")
Одно из направлений Программы нравственно-патриотического воспитания - это фондовая работа. Она заключается в сборе памятников материальной и духовной культуры по тематике школьных музеев, в учете музейной коллекции и ее сохранности. На новые поступления предметов основного и научно-вспомогательного фондов составляются учетные карточки, предметы вносятся в Книги учета, с сентября 2010г.введены Электронные книги учета музейной коллекции.Оба музея прошли паспортизацию с присвоением звания "Школьный музей", а в 2005 году им присвоено первым в регионе звание "Образцовый школьный музей Кировской области", оно было подтверждено в 2007 г, в 2010 г.(См."Документы").Музеи награждались Дипломами, Грамотами городского, областного, Всероссийского уровня, в том числе Диплом "Радио России", Почетной грамотой Президиума Совета Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и т.д. (См. "Документы").