II Региональный дистанционный конкурс

проектно – исследовательских работ учащихся

«Сотрудничество. Поиск. Исследования»

 

 

 

Номинация – Общественные науки

(историческое краеведение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улицы города рассказывают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – Краева Ирина Сергеевна,

ученица 3 а класса

МОАУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова;

Руководители: 

Ефремкина Светлана Сергеевна,

руководитель музейного комплекса

МОАУ СОШ с УИОП №48 г.Кирова,

Кассихина Галина Петровна,

учитель начальных классов

МОАУ СОШ с УИОП №48 г.Кирова

 

 

 

 

г. Киров, 2013 г.







Введение

 

В нашей школе, школе №48, к  ее 40-летию (1998 г.) открыт музей «Мой микрорайон», единственный в городе, да и, наверное,  в области, в котором показана история маленькой части  города Кирова, составляющей примерно 1/300 часть областного центра, которая зовется микрорайоном школы. (Приложение 1)

Написана на основе поисковой и собирательской работы учащихся, на основе музейной экспозиции история нашей маленькой страны, которая зовется «Мой микрорайон». Но работа по изучению продолжается, есть еще, где приложить свои силы. Прежде всего, меня, например, заинтересовал вопрос: а как, когда, в связи с чем появилась та или иная улица нашей маленькой страны, какие названия она носила, чье имя, какое название ей присвоено и почему. Кажется, простой вопрос: названия улиц. Но ведь в названиях заключена наша история, отдельные ее периоды, люди, которые делали эту историю. Изучению этого вопроса способствует не только изучение исторического материала, а точнее краеведческого, но и прогулки по улицам города, т.е. взгляд на улицу на месте:

Я люблю бродить по городу,

Миром уличным дыша.

Я к нему приучен смолоду

Горожанская душа.

 

 

Основная часть

Что такое улица?

До сих пор бытует значение слова «улица», как проезд между двумя рядами домов.

В таком понимании улицы появились, когда город получил ту планировку, какую он имеет в основном и сейчас. Это случилось в конце XVIII века, после 1784 года.

А до 1784 года   та территория, которую мы сейчас зовем микрорайоном школы: это улица Карла Маркса (восток), ул. Машиностроительный переулок (запад), ул. Р.Люксембург (первоначально), сейчас (после присоединения школы №49) - Энгельса ( юг), Троллейбусный пер.(север),  не входила  в городскую черту, т.е. находилась за городом.

 Сюда, за город было вынесено кладбище, ибо при Екатерине II было запрещено хоронить около церквей, в городе. Оно называлось  Иоанно - Богословским, занимало позже территорию, где сегодня находится наша школа, доходило до современной улицы Советской на юге) и почти до перекрестка Октябрьского пр. и ул. К. Маркса (на севере). Закрыто оно было для захоронений в 1936 году, до сегодняшнего дня на территории школы сохраняются 2 памятника.

13 августа 1784 г. указом Екатерины II был утвержден план города Вятки, который стал губернским городом, до 1780 г. город назывался Хлыновым (Приложение 2), а губернским городам императрица решила придать вид западноевропейских городов.

      Поэтому Вятке (Приложение 3) отводилась территория в виде прямоугольника с границами: западная – за Всехсвятской слободой, т. е по современному Октябрьскому проспекту, восточная – по берегу реки Вятки, северная – по современной улице МОПРа, южная – чуть-чуть севернее улицы Орловской (Коммунистической). Новые границы города увеличивали его территорию почти в 2 раза. Прямыми, перпендикулярными друг к другу улицами город делился на геометрически правильные прямоугольные кварталы. (в отличие от прошлого, когда несколько улиц разбегались от кремля в разные стороны, нигде не пересекаясь). Так вместо веерной уличной сети, которая была подчинена рельефу местности, город Вятка стал строиться, как геометрически правильный прямоугольник, в который вписывались прямоугольники кварталов, заполненные прямоугольниками